Страхование банковской карты
В предыдущих статьях мы так или иначе затрагивали актуальную проблему безопасности банковских карт и даже определили порядок действий в случаях, когда приходится столкнуться с мошенничеством с картой. В данной статье мы рассмотрим еще один способ защиты средств, находящихся на карте – страхование карты (страхование средств на карте/счете).
Суть этого способа состоит не в защите карты от мошеннических действий, а, скорее, в сокращении материальных потерь держателя карты в случаях кражи или при возникновении иных обстоятельств, приведших к утере карты, а, следовательно, и средств на ней. Такой страховой продукт появился сравнительно недавно, но уже стал достаточно популярным. Рассмотрим более подробно особенности данного вида страхования.
На сегодняшний день многие банки – эмитенты предлагают такую услугу, в том числе Сбербанк, Альфа-Банк, Ситибанк, Росбанк, ВТБ 24 и другие. Но страховщиком выступает не сам банк, а страховые компании – партнеры.
Страховой полис можно оформить в момент получения карты или уже в процессе пользования ею. Следует отметить, что в одном полисе можно застраховать несколько карт, привязанных к общему счету. Для этого необходимо:
- обратиться в банк – эмитент;
- выбрать страховую программу, то есть определиться с перечнем застрахованных рисков (от этого впоследствии будет зависеть стоимость страхования);
- оплатить первый страховой взнос;
- в течение определенного срока предоставить страховой компании копию платежного поручения об оплате страховой премии.
В рамках данного продукта могут быть застрахованы следующие риски: потеря карты, подделка карты и несанкционированное снятие с нее денежных средств, хищение средств при скимминге и фишинге, кража карты или наличных в процессе снятия их в банкомате, незаконное получение карты и пин-кода в условиях угрозы жизни и здоровью ее держателя, кража личных документов вместе с картой (страхование этого риска предполагает выплату страхового возмещения не только для компенсации похищенных средств со счета, но и на восстановление украденных личных документов) и другие. Как правило, данные программы страхования действуют на территории любой страны.
Стоимость страхования (размер страховой премии), а также размер страхового возмещения зависят от нескольких факторов, в том числе от статуса карты, количества и видов застрахованных рисков, срока страхования. Нужно понимать, что при наступлении страхового случая Вам вернут не всю сумму похищенных средств, а только их часть.
В связи с тем, что банковские карты являются одной из основных предметов мошеннического воздействия, безусловным преимуществом страхования карты является возможность вернуть хотя бы часть личных средств, что без страховки часто сделать весьма сложно.
Но у программ страхования карт имеются и свои недостатки:
1. В первую очередь, это связано с тем, что, как правило, Вы не имеете возможности выбора страховой компании, предлагающей более выгодные условия страхования. При выборе страховой компании – партнера банки исходят, прежде всего, из выгодности условий их взаимного сотрудничества.
2. Страхование чего-либо, это всегда дополнительные затраты на уплату страховых взносов.
3. Принципиальным требованием при страховании является необходимость полного соблюдения всех условий страхования. При наступлении страхового случая для получения страхового возмещения необходимо не только обеспечить наличие определенных документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и отсутствие умысла или вины с Вашей стороны, но и соблюсти определенный порядок действий, который обязательно прописывается в соответствующем договоре или правилах страхования. Порядок действий может быть разным, но при невыполнении хотя бы одного из его требований Вам может быть отказано в выплате страхового возмещения.
Как правило, при наступлении страхового случая необходимо сделать следующее:
- заблокировать карту (по телефону службы поддержки, через мобильный банк, в личном кабинете, в офисе банка);
- написать заявление о случившемся в отделении полиции, копию которого необходимо будет предоставить в страховую компанию;
- в течение определенного срока связаться со страховой компанией, сообщить данные страховки и описать страховой случай. Там Вам еще раз озвучат перечень необходимых документов для предоставления. Часто также необходимо явиться в отделение страховой компании и написать заявление с описанием страхового случая и просьбой о выплате компенсации;
- собрать необходимые документы и предоставить в страховую компанию.
Обращаем Ваше внимание, что на каждое действие отведен конкретный ограниченный промежуток времени, определенный правилами страхования, превысив который, Вы также рискуете остаться без страхового возмещения.
Итак, решение о том, воспользоваться ли Вам услугой страхования карты или нет, полностью зависит от Вас. Необходимо помнить, что ни банк, ни страховая компания не имеют права навязать Вам ее. Прежде всего, страховка будет полезна тем, кто часто путешествует и вынужден рассчитываться картой в различных заведениях и торговых точках, кто проводит большое количество платежей с помощью карты через Интернет, и тем, кто вынужден держать на карте крупные суммы денег.