От финансовой грамотности к финансовой культуре
17 - 18 мая в Корпоративном университете Банка России состоялся III Всероссийский конгресс волонтеров "Финансовое просвещение граждан". Организаторами мероприятия выступили – Экспертный совет по финансовой грамотности при Банке России и НП «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР». Событие прошло при поддержке Центрального банка Российской Федерации. Основной целью данного мероприятия является создание широкой площадки для обмена опытом, а также тиражирование лучших практик в сфере финансового просвещения. В этом году велась онлайн трансляция конгресса в сети Интернет.
Открытие конгресса посетила Председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Она рассказала о проектах в сфере финансового просвещения граждан, реализуемых в настоящее время Центральным банком. Одно из них - это появление в рамках поведенческого надзора за финансовыми организациями приложения для смартфонов «Жалоба как подарок». Это своеобразная жалобная книга для потребителей финансовых услуг, с помощью которой регулятор может отслеживать соблюдение финансовыми компаниями законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также оперативно реагировать на каждый конкретный случай. Анализ жалоб показывает, что зачастую люди не понимают простых правил функционирования финансового рынка, имеют пробелы в финансовой грамотности. Осенью этого года планируется запуск просветительского портала для всех слоёв населения.
По международным меркам в России низкий уровень финансовой грамотности, и поднять его быстро не удастся, отметила Эльвира Набиуллина. Одним из факторов, увеличивающим важность просветительской работы, является развитие финансовых технологий, которые несут с собой повышенные риски кибермошенничества и киберпреступности. Эффективнее всего начинать финансовое просвещение с раннего возраста, поэтому с 2018 года модули финансовой грамотности войдут в государственный стандарт среднего образования по дисциплине «Обществознание».
Мегарегулятор придаёт большое значение работе с социально уязвимыми слоями населения. По данным Эльвиры Набиуллиной, ещё встречаются банки, где незрячим людям отказывают в праве факсимильной подписи или в выдаче кредитов гражданам с инвалидностью. Острой темой является адаптация выпускников детских домов и интернатов, которые плохо представляют, как устроен рынок и часто оказываются жертвой мошенников. Этой проблемой Эльвира Нибиуллина попросила заняться волонтёрские организации. Она подчеркнула, что деятельность Центрального банка в области финансового просвещения должна базироваться на частной общественной инициативе, дабы избежать риска формального отношения к поставленным целям. Повысить уровень финансовой грамотности – означает «дать возможность нашим людям пользоваться услугами финансовой сферы для того, чтобы повышать своё благосостояние, решать свои жизненные задачи и проблемы», – подытожила глава Центрального банка.
Михаил Новиков, руководитель отдела по трудоустройству людей с инвалидностью РООИ «Перспектива», рассказал о проблемах дискриминационного характера из-за невозможности участия этих лиц в отдельных финансовых операциях. Наиболее характерная проблема – отсутствие возможности застраховаться от потери трудоспособности, что влечёт за собой существенные последствия – например, повышает ставку по ипотеке. Руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Михаил Мамута пообещал уделить особое внимание правам социально уязвимых категории граждан на семинаре для топ-менеджеров банков, который Банк России запланировал провести в скором времени. Михаил Новиков также предложил разработать программу по финансовой грамотности для небанковских кредитных организаций, потому что в них сконцентрирована значительная часть финансовых средств страны, а именно сотни миллиардов рублей, но грамотно распорядиться своими средствами могут далеко не все НКО (Небанковская Кредитная Организация).
Среди спикеров были преподаватели дошкольных и средних общеобразовательных учреждений. Все они подчеркнули важность раннего и всестороннего обучения детей финансовой грамотности. Учитель Венера Субханкулова из пос. Чишмы, респ. Башкортостан, использует инклюзивные методы, чтобы пробудить у своих учеников интерес к финансовой сфере в рамках внеурочной деятельности. Они думают о бизнесе, который могли бы открыть, используют демо-версии программ для работы на фондовом рынке, участвуют в олимпиадах по финансовой грамотности. Со следующего года все российские педагоги смогут преподавать основы финансов непосредственно на уроках обществознания. Данная возможность представится благодаря совместному проекту Министерства Финансов РФ и Всемирного Банка. Для этих целей подготовлены методические рекомендации, адресованные преподавателям для организации повышения квалификации педагогических работников.
Директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Мануйлова заявила о необходимости перехода от финансовой грамотности к финансовой культуре. Для реализации этой цели, по её мнению, стоит внедрить непрерывное финансовое образование через всю жизнь. О том же сказала Людмила Преснякова, директор проекта «Человек и деньги» фонда «Общественное мнение», – “нужен культурный сдвиг, изменение сознания и поведения населения по отношению к финансовой системе и деньгам”. По результатам исследования, проведённого специалистами её проекта, в российском обществе выявлено шесть проблемных и четыре позитивных модели финансового поведения. К первым относятся:
– граждане с небольшими финансовыми ресурсами на закате карьеры (8,7%), которых отличает низкая вовлеченность в финансовые услуги;
– финансово нагруженные горожане (3,4%), к которым относятся вполне успешные, но обременённые кредитами люди;
– малообеспеченные и доверчивые граждане (11,5%);
– финансовые аутсайдеры (10,2%), т.е. люди, которых не интересуют финансовые услуги;
– авантюрные граждане (14%), которые располагают средствами, но не всегда могут вовремя выйти из пирамиды;
– фрустрированные экстерналы (8%), у которых в силу различных причин сформировалось негативное отношение к богатству и недоверие к людям.
Позитивные модели финансового поведения обнаружены в следующих группах:
– умеренные и осторожные граждане (4,5%), которые предпочитают не рисковать;
– планирующие и разборчивые граждане (7%);
– финансово благополучные пенсионеры (5,6%), у которых есть подушка безопасности в виде сбережений;
– благополучные граждане (13,3), зарабатывающие и успешно инвестирующие свои средства.
Наиболее низкий уровень финансовой грамотности наблюдается у пенсионеров, жителей сельской местности, потребителей с низким уровнем образования, трудовых мигрантов, а также жителей Северо-Кавказского ФО. Именно эти люди чаще всего становятся жертвами мошенников.
Одной из тем обсуждения были финансовые технологии и проблема открытых персональных данных. Понятие privacy видоизменяется. Формируется понятие цифровой идентичности. Для управления единым цифровым слепком (образом) индивида в глобальной информационной среде требуются своевременные изменения законодательства. Благодаря диджитализации экономики, сегодня банк может существовать уже без отделений, а завтра, возможно, и без сотрудников. Инвестировать капитал с минимальным риском и с максимальной пользой, удачно вписаться в стремительно меняющуюся структуру экономики возможно только с помощью глубоких познаний в финансовой области.
Источник: SotniBankov.ru