Финансовые технологии меняют представление о банковских услугах

24 Июля 2016

На минувшей неделе в отеле «Mariott Tverskaya» состоялась конференция, посетители которой обсудили один из самых насущных вопросов, стоящих сегодня перед участниками банковского рынка. И хотя название конференции звучало довольно практично: «Платёжные сервисы: бизнес-модели, возможности и угрозы для банков», дискуссия перешла к концептуальным вопросам о роли банков в современном мире. Но обо всём по порядку.

Организатором выступил журнал «Банковское обозрение», а вёл конференцию директор по маркетингу компании «Смартфин» Вячеслав Семенихин. Главными вопросами были следующие. Как банку не упустить возможности растущего рынка финтеха? Как выбрать и реализовать правильную digital-стратегию? Какие бизнес-модели и технические решения наиболее эффективны? Ответы на них искали представители банков традиционной и инновационной формаций, лидеры финтех-стартапов и отраслевые эксперты.

Первым поделился опытом внедрения online-переводов без открытия счёта Председатель правления банка «Юнистрим» Кирилл Пальчук. В его банке провели комплексный анализ существующих технологических решений и рыночной конъюнктуры и в 2014 г. запустили сервис в пилотном режиме. В 2015 г. банк увеличил конверсию на 10% и обеспечил дополнительный ежегодный доход в 756 млн руб., возросло общее количество посещений. Оборот Юнистрим – 220 млрд руб. в год, количество точек обслуживания по всему миру – 33 тысячи с упором на Россию и СНГ. Основным же игроком на рынке денежных переводов пока является «WesternUnion», а мировой оборот online-платежей в 2015 г. составил $1,66 трлн, что на 14% больше, чем в 2014 г.

Основную массу посетителей банковских сайтов интересуют интерактивные разделы сайты, а не информационные, поэтому банкам нужно уметь «чувствовать» клиента. В этой связи Кирилл Пальчук обратил внимание, что всегда на виду должны быть такие кнопки, как заявка на оформление карты, заявка на кредит, заявка на открытие депозита, онлайн-калькулятор, форма денежного online-перевода. Потенциальным клиентам должно быть максимально легко и просто выполнить эти действия. Такой подход в разы повышает эффективность сайта. Платформу online-платежей Юнистрим уже интегрировали в свои сайты десятки других банков, среди них «Генбанк», банк «Москва-Минск», «Amro bank», «АК банк», «Тройка диалог». В последнее время среди клиентов Юнистрим становится популярной услуга погашения кредитов online. Всё, что нужно для того, чтобы сделать перевод через Юнистрим – указать страну, ФИО и номер карты. На сайтах банков получение этого сервиса доступно при нажатии всего одной кнопки, которая переносит посетителя в форму online-перевода.

Основное отличие Юнистрим от WesterUnion заключается в отсутствии необходимости регистрироваться, а также глубокое проникновение в рынок. Так, в Казахстане перевод можно получить практически в любом отделении Казпочты. На вопрос, разрабатывают ли в Юнистрим технологии, которые используют пришедшие в Россию британские сервисы Transferwise и Azimo, представитель Юнистрим рассказал, что они внимательно следят за рынком и моделируют свои продукты так, чтобы использовать все современные наработки, однако продвинуться дальше им мешают регулятор и законодательство.

Когда в 2013 г. были внесены поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ и Положение Банка России № 499-П, которые вводят требования к идентификации, клиентам стало сложнее делать переводы. Однако Юнистрим успел накопить огромную базу клиентов ещё до появления поправок и теперь использует её для идентификации. Поправками также ограничивается сумма, которую можно перевести без идентификации – 15000 рублей. Для перечисления больших сумм в рамках упомянутых законов существует несколько способов проведения идентификации, среди которых 3D- секьюритизация. Участники встречи сошлись во мнении о том, что если бы государство приняло единые правила идентификации, это бы сильно снизило затраты для всех.

Руководитель управления по созданию и развитию банковских продуктов Андрей Романович из «Touch Bank» рассказал о трендах на рынке финтеха. Нельзя не порадоваться тому, что финансовые технологии наконец-то завоевали прочное место на отечественном рынке, и среди них уже идёт некая конкуренция, о чём свидетельствует покупка Сбербанком контрольных пакетов «Platius» и «Rutarget». Г-н Романович выразил мнение о том, что финтех – это тоже своего рода banking. Он генерирует хорошую маржу, а стоимость входа в этот рынок невысокая. Конкуренция, по его словам, идёт на уровне интерфейсов, а самое сложное – удержать клиента и нарастить базу. Для этого модель должна быть экономически состоятельной, акционеры должны рассчитывать на прибыль в ближайшее время.

В последние годы всё большее распространение приобретают денежные переводы, осуществляемые с помощью банковских карт, а именно перевод с карты на карту, по-другому их называют p2p-переводы или «card-to-card». На специальных аукционах также осуществляется р2р-кредитование, где заимодавцы конкурируют за заемщика на аукционе процентных ставок. В Touch Bank считают, что эти направления ждёт большое будущее. Технологии PFM (personal finance management или управление личным капиталом) очень популярны на Западе, но в России пока нет успешных историй PMF. По наблюдению г-на Романовича «загнать в них обычного зарплатника с Урала невозможно», но он надеется на большую популярность этих технологий среди нового поколения.

Частично вина за отсутствие в России успешных PMF-стартапов лежит на политике российских регуляторов. Генеральный директор «CarsMobile» Кирилл Горыня отметил усиливающийся тренд на выдавливание кэша и развитие безналичных услуг за рубежом, но в России гайки в этом направлении закручиваются. Пытаясь бороться с нелегальными доходами, ЦБ в то же время тормозит развитие передовых платёжных инструментов в России. Г-н Горыня: «Банк становится провайдером услуги, надо чтобы IT-производители пошли бы создавать продукты на сервисах банков. Из организаций, которые предоставляют услуги, банки превращаются в платформы для IT проектов. В ближайшие 5 лет стоит ждать серьёзных изменений».

На PFM возлагают большие надежды, но они имеют ценность и целесообразны, только когда отражают полный портрет потребителя. Часть аудитории также ведёт там учёт финансов своего малого бизнеса. Со слов г-на Романовича, «это элемент эволюционный. PFM – не просто статистика, а инструмент, позволяющий улучшить качество жизни». Евгений Иевлев, однако, вернул присутствующих в не столь радужные жизненные реалии и напомнил, что россияне перекредитованы и думают, как бы протянуть до зарплаты. Пока PFM используется слишком малым числом людей.

Начальник отдела развития платёжных сервисов «Альфа-Банка» Евгений Иевлев предсказал интерфейсное упрощение и отказ от посредников, если не появятся регуляторные ограничения. Когда в Альфа-Банке запустили пилотный проект по р2р, то встретили огромный спрос, закрыв все заявки за несколько часов. Г-н Иевлев констатировал, что сенсаций в сфере финтеха за последний год не произошло, всё развивается эволюционно, а не революционно. В Альфа-Банке стараются «пропилотировать» всё новое и интересное.

Яков Желонкин из «Раффайзенбанка» отметил важность бесконтактных мобильных платежей на базе «Torrent», «Apple pay» и «Samsung». Более 50% клиентов его банка перешли в последние годы из online-банкинга в мобильный. Рассуждая о том, что сейчас набирает популярность, он выделил стартапы, напрямую не связанные с финансами (например, помощь в заполнении налоговых деклараций), то есть околобанковские темы и продукты.

Много говорили о кибербезопасности и, надо признать, с этим в России всё гораздо лучше, чем в Америке и ЕС. Г-н Семенихин поделился данными о том, что в США уровень мошенничества с использованием банковских карт в 20 раз выше в процентном выражении, чем в России. И всё из-за магнитной полосы, в то время как в России большинство карт снабжены чипами. А вот разговор о blockchain получился коротким. Это технология криптошифрования, которая позволяет удостоверить личность и устранить посредников в сделке. Её применение дало бы банкам возможность проводить операции между собой минуя ЦБ, как это происходит в Великобритании. Пойдёт ли эта технология в жизнь – вопрос открытый. Она очень проста в части концепции и сложна в реализации. Андрей Романович отозвался о blockchain как об институциональной технологии. Если её сочтут целесообразной, то введут, а если нет, она всё равно появится во многих сервисах и проектах.

Особо стоит отметить презентацию менеджера по развитию бизнеса из компании «Яндекс.Касса» Анны Ковалёвой. Она с оптимизмом смотрит на рынок бесконтактных платежей. Например, когда в ряде московских школ детям выдали кредитные карты для оплаты обедов, половина учеников их потеряли, и тогда в этих школа запустили биометрический проект по оплате питания. Теперь родители в восторге – их дети оплачивают блюда ладонью, и им не приходится беспокоиться о том, что дети снова могут что-то потерять.

Она рассказала об успешных технологических историях, реализованных в её компании и о перспективах отрасли. По её словам, продукт в первую очередь должен заинтересовывать покупателя практичностью и полезностью. Одним из самых интересных она назвала появившийся недавно в России бот, который анализирует цены в соседних магазинах. Другой бот подбирает самые дешёвые авиабилеты на определённую дату, предлагая всевозможные опции по оплате. Другой бот Яндекса может найти любую картинку или музыку, в нём также существует программа рекомендаций для оптимизации поиска. TeleYamBot умеет переводить деньги в мессенджеры, для этого нужно знать только номер пользователя. Через него мамы могут отправлять деньги детям на карманные расходы. Недавно появились Яндекс.Штрафы, Яндекс.Парковки, Яндекс.Заправки. Финтех-проекты должны помочь бизнесу обнаружить их клиента в привычной для него среде. С Яндексом работают большинство магазинов Рунета, поэтому в ближайшее время в компании будут рассматривать чат-боты и для магазинов.

Анна Ковалёва коснулась также сервиса Invoice – выставление счетов по электронной почте. Он актуален для предпринимателей, которые принимают нетипичные заказы или у кого нет сайта, но совокупная доля таковых на рынке мала, поэтому вопрос о целесообразности этой услуги также спорный.

Кирилл Горыня из компании CardsMobile тоже видит будущее за многофункциональными online-платежами. Одна карта CardsMobile сочетает в себе и банковскую, и транспортную, и социальную, а также обладает опциями скидочных карт, купонов и многими другими. С февраля 2016 года количество клиентов CardsMobile кратно возросло и достигло 200 тысяч.

По окончании конференции все участники сошлись во мнении о необходимости либерализации регуляторной политики в России и пришли к выводу, что не стоит преуменьшать потенциальный размер прибыли, которую способны дать банкам самые неожиданные технологии. Правильные разработка стратегии и постановка приоритетов определяют качество продуктов.

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~AoXMc
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

                                                        

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top