Вкладчиков защитят на 100%
В Госдуму внесен законопроект, который изменит подход к страхованию банковских вкладов.
Депутатами от фракции ЛДПР представлен на рассмотрение Государственной Думы законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон о страховании вкладов в РФ № 177-ФЗ. Законопроект, в частности, отменяет установленный предел 1,4 млн рублей для выплаты вкладчикам компенсации по их счетам. Таким образом, все вклады и счета физических лиц, какую бы сумму они ни составляли, будут защищены Системой страхования вкладов. Вступление в силу законопроекта в случае его одобрения Госдумой запанировано с 1 января 2017 года.
Инициаторы проекта считают, что если ЦБ выдает банкам лицензии и контролирует их деятельность, то он отвечает за их надежность и безопасность для клиентов при использовании всех их услуг. А сейчас из-за отзыва у банков лицензий страдают их клиенты, теряющие свои денежные средства. Конечно, законы РФ предусматривают право физического лица взыскать в судебном порядке с обанкротившегося банка сумму своих денежных средств, если она превышала величину причитающейся компенсации (свыше 1,4 млн рублей). Однако, как правило, эта процедура занимает очень много времени, порой – годы, и в итоге не гарантирует вкладчику полного возмещения ему средств, потому что в процессе проведения процедуры банкротства у банка может просто не остаться денежных средств. Таким образом, представители фракции ЛДПР предлагают отменить установленную границу 1,4 млн рублей для выплаты физлицам возмещений по их вкладам и счетам в случае отзыва у банка лицензии.
Казалось бы, все хорошо, и данный законопроект послужит на благо гражданам. Однако если посмотреть на это с другой стороны, можно увидеть много спорных вопросов. Самый основной вопрос – как же с такими выплатами справится Агентство по страхованию вкладов (АСВ), ведь у него и так уже не осталось денег, и оно вынуждено привлекать дополнительное финансирование от ЦБ и повышать для банков ставки взносов в Фонд страхования вкладов (ФСВ). Видимо, АСВ придется еще больше увеличить нагрузку на банки. Банкам же, в свою очередь, придется пересматривать процентную политику, возможно, в сторону сокращения ставок по вкладам, чтобы компенсировать за счет увеличения процентной маржи свои дополнительные расходы на взносы в ФСВ. Кроме того, в последнее время участились случаи, когда банки ведут внебалансовый учет вкладов населения, что сокращает в их отчетности базу для начисления взносов в ФСВ, а внебалансовым вкладчикам потом приходится доказывать свои права на получение вклада, хранившегося в таком банке.
С другой стороны, Банк России уже успел хорошо подчистить банковский рынок. А до вступления в силу новых изменений, возможно, лишатся лицензий еще часть банков. Также можно предположить, что такой законопроект направлен на то, чтобы заручиться доверием избирателей перед предстоящими выборами в Госдуму 18 сентября 2016 г. Законопроект в итоге может быть отвергнут Госдумой и так и не вступить в законную силу, послужив лишь продуманным шагом перед выборами. К тому же в финансово-экономическом обосновании к законопроекту заявлено, что исполнение новых норм потребует дополнительных расходов за счет Госбюджета, что в сегодняшней действительности представляется несколько затруднительным.
В данном случае вариантов развития событий много. Портал www.SotniBankov.ru будет отслеживать прохождение данного законопроекта через Госдуму и сообщать обо всех изменениях.