Валютные нерезиденты превратятся в резидентов?
Ассоциация Российских Банков (АРБ) направила Министру Финансов России письмо с просьбой учесть позицию банковского сообщества при разработке изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Напомним, что в начале сентября 2016 года Минфин России предложил внести ряд изменений в валютное законодательство, основным и принципиальным из которых является обновленное определение статуса валютного резидента. Минфин предложил признать всех граждан России независимо от страны их проживания валютными резидентами РФ.
Ассоциация Российских Банков в своем письме Силуанову А.Г. сообщает, что в случае принятия законопроекта в предложенной Минфином редакции у банков могут оставаться сложности с определением статуса физического лица в качестве резидента или нерезидента. АРБ подчеркивает, что никаких сложностей не возникает, если физическое лицо имеет только паспорт гражданина РФ. Но, по мнению АРБ, при наличии у него второго паспорта гражданина другой страны, банк при проведении операций не сможет достоверно установить валютный статус клиента, если он не предъявит банку паспорт гражданина РФ.
Такая ситуация действительно может иметь место в отдельных случаях. А именно, если клиент предъявит банку только паспорт другой страны, позволяющий безвизовый въезд в Россию, и не станет прилагать к нему российский паспорт. Или если в иностранном паспорте клиента имеется виза для въезда в РФ. В тех же случаях, когда клиент предъявляет банку паспорт гражданина государства, с которым не заключено соглашение о безвизовом въезде в РФ, и в паспорте отсутствует российская виза, сотрудник банка обычно запрашивает документ, на основании которого клиент находится на территории РФ. Для гражданина РФ таким документом является российский паспорт.
Чтобы исключить риски банков, связанные с ответственностью за нарушение валютного законодательства, и устранить проблему, когда гражданин РФ предъявляет банку при проведении операции только свой паспорт иностранного гражданина, АРБ предлагает дополнить проект закона ответственностью физических лиц за непредоставление в банк паспорта гражданина РФ при его наличии.
Такая норма, конечно, может повысить ответственность клиента, имеющего российский паспорт. Но необходимо отметить, что многие граждане РФ, проживающие в других странах, не имеют российских загранпаспортов. Если же говорить о внутреннем российском паспорте, его не имеют большинство граждан РФ, постоянно проживающих за границей. И если возложить на них ответственность за непредоставление в банк паспорта гражданина РФ, то они просто не смогут совершать никакие банковские операции в России или будут вынуждены нарушать закон, скрывая свое российское гражданство.
При этом в соответствии с указанным выше законопроектом отсутствие российского паспорта у гражданина РФ никаким образом не влияет на определение статуса валютного резидента, которое устанавливается самим фактом наличия российского гражданства.
Таким образом, возложение ответственности за непредоставление банку российского паспорта на физических лиц, являющихся гражданами РФ, полностью не решает проблему со сложностями банков по установлению валютного статуса своего клиента. Также следует добавить, что аналогичная проблема с определением валютного статуса резидента РФ в описанных выше ситуациях существует и сейчас, при действующем валютном законодательстве.
Дополнительно к проблеме с паспортами АРБ просит Минфин учесть, что предусмотренные законопроектом изменения валютного законодательства исключают ограничения, связанные с открытием счетов в иностранных банках и проведением по ним операций гражданами РФ, постоянно или временно (не менее одного года) проживающими за границей (ст. 12 закона «О валютном регулировании и валютном контроле), но в то же время не затрагивают другие положения валютного законодательства, в том числе изложенные в статьях 11, 14 и 19 указанного закона. Это может привести к расхождению мнений по отдельным нормам закона и проблемам различной трактовки валютного законодательства.
И поскольку за нарушение отдельных положений валютного законодательства предусматривается привлечение виновных к уголовной ответственности, то АРБ обращается к Минфину с предложением исключить применение статьи 19 закона к гражданам РФ, постоянно или временно (не менее одного года) проживающих за границей.
В своем письме АРБ также ссылается на другой проект изменений валютного законодательства, который был предложен Минфином еще в августе 2015 года и оставался все это время без особого внимания со стороны средств массовой информации и банковского сообщества. Основное отличие данного проекта от законопроекта, вынесенного Минфином на обсуждение в сентябре 2016 года, заключается в том, что ранее предлагалось снять ограничения по процедуре открытия счетов в иностранных банках, совершению по ним операций и исключить обязанность предоставления отчетности по таким счетам в налоговые органы для граждан РФ, состоящих на консульском учете в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ.
Таким образом, прежний законопроект (август 2015) содержал требование стать на консульский учет для всех граждан РФ, проживающих за границей, которые хотят продолжать свободно пользоваться своими счетами в иностранных банках и не сдавать отчетность по ним в российские налоговые органы.
Новый законопроект (сентябрь 2016) устраняет требование о консульском учете, но устанавливает минимальные сроки проживания за границей и максимальные сроки нахождения на территории РФ в календарном году.
Как раньше уже сообщал портал www.SotniBankov.ru, в сентябре 2016 года Минфин вынес на рассмотрение проект изменений валютного законодательства, в котором предложил признать всех граждан РФ валютными резидентами независимо от страны их проживания. Граждан России, постоянно или временно (не менее одного года) проживающих за границей и не пребывающих на территории РФ в течение каждого календарного года более трех месяцев, указанные изменения освобождают от ограничений по использованию счетов в иностранных банках и от обязанности отчитываться об операциях по ним в налоговые органы, но одновременно возлагают на них обязанность единовременного уведомления налоговых органов обо всех открытых счетах в иностранных банках, а также о счетах, которые когда-либо ранее были открыты и закрыты.
При этом законопроект не предусматривает снятие с указанных физических лиц каких-либо других ограничений по проведению валютных операций, которые содержит валютное законодательство. Основным из таких ограничений является запрет проведения большинства валютных операций между валютными резидентами. А так как валютными резидентами предлагается признать всех граждан России, то в случае принятия данного законопроекта в имеющейся редакции все граждане РФ, проживающие за границей и являющиеся в настоящее время нерезидентами, неизбежно становятся валютными резидентами с запретом совершения значительной части валютных операций.