Система антилегализационного контроля может измениться
Госдума намерена усовершенствовать институт обязательного контроля операций с денежными средствами и иным имуществом, осуществляемого в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Соответствующий законопроект внесен депутатами во главе с председателем Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым на рассмотрение в Госдуму.
Документ предполагает внесение изменений в ФЗ № 115-ФЗ. Его особенностью, как подчеркивают авторы законопроекта, является введение дифференцированного подхода при предоставлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, а также корректировка перечня операций, подлежащих обязательному контролю.
В частности, законопроектом предусмотрены следующие нововведения:
- исключены из перечня операций, подлежащих обязательному контролю, операции по обмену банкнот разного достоинства, анонимным счетам, по переводам денежных средств, осуществляемым НКО по поручению клиента, а также операции некоторых некоммерческих организаций (государственных органов, государственных компаний, потребительских кооперативов и др.);
- дополнен перечень контролируемых операций по банковским счетам (вкладам) в части зачисления и списания средств при осуществлении страховых выплат, зачисления и списания средств по договору финансирования под уступку денежного требования и пр.;
- включены в перечень контролируемых следующие операции:
· по приему платежными агентами денежных средств от плательщиков;
· по расчетам по договору лизинга (сублизинга) при стоимости имущества по таким договорам от 600 тысяч рублей и более;
· по осуществлению почтового перевода на сумму, равную или превышающую 100 тысяч рублей;
· по передаче клиенту денежных средств в счет денежного требования клиента к третьему лицу на сумму от 600 тысяч рублей и выше;
· по операциям, проводимым оператором связи за счет денежных средств, внесенных клиентом за услуги связи, на сумму от 50 тысяч рублей и больше;
- сокращена сумма операции, подлежащей контролю, по второму и последующим зачислениям денежных средств, связанных с исполнением оборонного заказа, на счета с 50 миллионов рублей до 10 миллионов рублей;
- операции, подлежащие контролю, в рамках операций с недвижимым имуществом подразделены на операции и сделки;
- распределен перечень сведений, передаваемых в уполномоченный орган, по видам организаций (кредитные организации, страховые организации, лизинговые компании, организации почтовой связи, ломбарды, организаторы лотерей, тотализаторов и др.).
Благодаря данным изменениям, как полагают авторы законопроекта, удастся сократить нагрузку по контролю и предоставлению соответствующих сведений в уполномоченный орган на организации банковского и иных секторов, а также актуализировать перечень контролируемых операций в соответствии с существующими рисками.
Стоит также отметить, что одновременно с указанным документом теми же авторами в Госдуму внесен еще один законопроект, устанавливающий правовые основы контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В частности, документом устанавливается понятие контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, его задачи и полномочия органов контроля (надзора) по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, предусматривается формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга состояния исполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов.
Кроме того, вводится понятие риск-ориентированного подхода, применяемого при организации государственного контроля. Данный подход предусматривает отнесение деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, к определенному уровню риска. Правила и критерии отнесения деятельности организации к определенному уровню риска устанавливаются надзорным органом.