Принцип ОСАГО предлагается кардинально изменить
В системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) планируется перейти от страхования каждого автомобиля к страхованию водителя. Подобную идею в ходе парламентских слушаний по вопросам регулирования в сфере ОСАГО в Совете Федерации поддержали представители Центробанка и Федеральной антимонопольной службы.
В частности, первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, открывая слушания, предложил рассмотреть вариант полноценного перехода от страхования автомобиля к страхованию риска каждого автовладельца. Журавлев считает нецелесообразным выдачу владельцу нескольких автотранспортных средств нескольких полисов ОСАГО, так как, по его мнению, очевидно, что водитель не может ездить на всех автомобилях одновременно. В связи с этим, как пояснил он, предлагается привязать полис ОСАГО не к автомобилю, а к водительскому удостоверению.
Кроме того, Журавлев предложил Банку России для повышения прозрачности системы создать систему страховых бюро с присвоением индивидуального балла застрахованного лица по аналогии с бюро кредитных историй.
По словам заместителя председателя ЦБ РФ Владимира Чистюхина, регулятор поддерживает идею перехода в системе ОСАГО от страхования автомобиля к страхованию водителя. Он также добавил, что в планируемой реформе коэффициента бонус-малус эта идея будет частично реализована. Это необходимо, как пояснил Чистюхин, чтобы коэффициент был единым для каждого конкретного водителя, а не несколько, как это встречается сейчас.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров также заявил, что в ведомстве согласны с идеей перехода от страхования автомобиля к страхованию водителя. По словам Кашеварова, ситуация, когда на стоимость полиса влияет мощность автомобиля, а не техника вождения самого автовладельца является нонсенсом. Он также добавил, что такое нововведение будет способствовать большей дисциплине водителей на дороге.
По мнению экспертов портала SotniBankov.ru, предложение по переводу закрепления обязательного страхования ответственности с автомобиля на водителя является вполне логичным, так как один человек не может физически одновременно управлять несколькими транспортными средствами.
При этом, если это предложение в дальнейшем выразится в конкретном законопроекте, достаточно важно, будут ли в каждом страховом полисе перечислены определенные транспортные средства, управление которыми разрешается страхователю. Если такое требование будет предъявляться при оформлении страховых полисов, то при временной передаче управления собственником автомобиля другому лицу необходимо будет вносить в полис ОСАГО этого лица соответствующее дополнение, что окажется довольно сложно и неудобно.
Если же полис ОСАГО будет «привязан» только к конкретному физическому лицу без конкретизации автомобилей, то такое нововведение может действительно сделать систему страхования автогражданской ответственности значительно удобнее.