Для Nordea Bank слишком дорого быть шведским банком
Самый крупный скандинавский банк ищет пути ухода – либо из Швеции, либо от банковского надзора и налогов, которые не устраивают банк.
Председатель Nordea Bank AB Бьйорн Валрус (Bjoern Wahlroos), заявивший в прошлом году, что некоторые подразделения банка могут быть перенесены в другую страну, сделал предложение ABN Amro Group MV о слиянии, по условиям которого Nordea Bank мог бы быть зарегистрирован в Нидерландах. Однако правительство Нидерландов, которому принадлежит 80% акций ABN Amro, не выказало заинтересованности в сделке, как сообщил в четверг анонимный источник.
Валрус предложил обмен акциями, который позволил бы крупнейшему банку Северной Европы избежать необходимости соблюдения Шведских правил в отношении минимального объема капитала, самых жестких правил в мире. Это стало известно после объявления представителями правительства Швеции, что оно не собирается отказываться от планов введения нового налога в финансовой сфере. Представители банков Северной Европы сообщают, что введение налога грозит потерей 16 тыс. рабочих мест в финансовом секторе.
Nordea, ABN Amro, правительство Нидерландов и Швеции отказались от комментариев, однако по просочившимся сведениям можно сделать вывод, что в этой сделке по слиянию не обошлось без политики.
«Это послание регуляторам, которые создают кабальные условия для компаний, вынуждая их рассматривать возможность перебазирования в другую страну», - сообщил в интервью аналитик Карл Моррис (Karl Morris). Моррис предположил, что председатель Nordea не сообщил правлению банка о своей инициативе, ведь он и ранее совершал весьма эксцентричные поступки.
Данные в квартальном отчете Nordea Bank ухудшились с введением регуляторами новых более строгих правил. В августе банк первым начал распродавать рисковые активы в своем портфеле, пытаясь создать резерв, компенсирующий эффект от регулятивных нововведений.
Со стороны правительства последовал комментарий, что беспокойство банкиров касательно введения новых налогов в банковском секторе «преувеличено», и что им стоит дождаться утверждения окончательного варианта нового законопроекта правительством, прежде чем предполагать самое худшее.
Равные условия
Моррис считает, что в целом сама идея слияния банка Nordea с ABN Amro с целью получения возможности избежать уплаты новых налогов выглядит далекой от реалий, т.к. регулятор Швеции, скорее всего, настаивал бы на одинаковых условиях для осуществления деятельности любым подразделением, находящимся под юрисдикцией Швеции.
Nordea имеет дочерние компании в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Латвии, Литве, Эстонии и России, приобретенные в результате ряда слияний в период после финансового кризиса 90-х гг. В настоящее время банк преобразовывает свою сеть дочерних компаний в филиальную структуру, подотчетную регулятору Швеции.
В 2008 правительство Нидерландов приняло меры по спасению ABN Amro. За год до этого консорциум, включающий три банка, совершил крупнейшую сделку в сфере финансовых услуг - выкупил контрольный пакет акций ABN Amro. Слияние Nordea и ABN Amro стало бы крупнейшим банковским слиянием в Европе после той сделки. ABN Amro принадлежит правительству, и основным направлением его деятельности является потребительское кредитование в Нидерландах.
Шаткое положение
В мае этого года министр финансов Нидерландов Йерун Дейсселблум (Jeroen Dijsselbloem) заявил, что намеревается продать оставшуюся долю в банке, принадлежащую правительству, по «хорошей цене», чтобы компенсировать инвестиции. Нидерланды потратили около 22 млрд евро (24,6 млрд долларов США) на ABN Amro, возместив 3,8 млрд евро посредством IPO.
По мнению Джоса Верстега (Jos Versteeg), аналитика Theodoor Gilissen Bankiers NV (Нидерланды), Дейсселблум ни при каких обстоятельствах не допустил бы слияния ABN Amro с иностранным банком, который пытается обойти систему нормативного банковского регулирования в собственной стране, Нидерланды и так только успели перевести дух после предыдущей сделки ABN Amro с иностранными банками.