Криминальные агенты банков
Подтверждения того, что экономический кризис в России продолжается, можно перечислять долго. В жестких условиях бизнес вынужден оптимизироваться – работодатели сокращают рабочие места, останавливается рост заработной платы. Казалось бы, неуверенность в завтрашнем дне должна стимулировать россиян меньше тратить, больше сберегать и уж тем более не брать кредитов под высокие процентные ставки.
Однако этого не происходит. Так, в апреле 2016 года «Коммерсант» писал об обеспокоенности ЦБ всплеском необеспеченного розничного кредитования. Регулятор собирался наблюдать за тенденцией в течение двух – трех кварталов и, если темпы роста сохранятся, решить, «нужно ли принимать какие-то меры для его сдерживания» (издание цитировало слова главы департамента финансовой стабильности ЦБ Сергея Моисеева).
Эксперты портала www.SotniBankov.ru считают, что росту потребительского кредитования способствуют несколько факторов, и один из основных - заинтересованность банков в высокодоходном продукте на фоне сжатия традиционных ниш. Отсюда внедрение новых программ и предложений для увеличения продаж, рекламная активность как самих банков, так и розничных сетей. Потребители же (потенциальные заемщики) на фоне нестабильности рубля опасаются роста цен на товары, в том числе длительного пользования, и с заметным удовольствием откликаются на «вкусные» и «выгодные» предложения банков и продавцов.
По сложившейся практике для привлечения клиентов на заключение договоров потребительского кредитования банки привлекают агентов. Купить товар или получить услугу в кредит можно в магазинах электроники, салонах сотовой связи, мебели, медицинских центрах и многих других точках. Такие розничные продавцы и являются партнерами-агентами банков. Похоже, что система контроля и проверки партнеров некоторыми банками дает сбои. На примере истории из жизни покажем, что таким агентом может стать мошенник или даже группа мошенников.
Московский салон красоты под названием «Эстель» по адресу: ул. Б. Полянка, д. 24/2 путем рассылки приглашений с привлекательными условиями предоставления косметических процедур «заманил» к себе Марию А. (имя изменено). Женщину настоятельно попросили захватить с собой паспорт, якобы необходимый салону для отчетности по предоставленным услугам. Косметолог нанесла Марии на лицо маску, одновременно убеждая клиентку в том, что данную процедуру необходимо неоднократно проводить в течение года, для чего она должна посещать салон и купить набор косметики для использования в домашних условиях. Стоимость услуг салона, косметики и карточки ВИП-клиента составляла 42 тыс. рублей. Данную сумму предлагалось оплачивать равными долями ежемесячно.
Мария вышла из салона c набором косметики, карточкой салона на годовое обслуживание и с неприятным чувством – уж слишком навязчивы были его сотрудники, да и «маска», судя по всему, не подходила ее типу кожи – лицо горело, кожа была раздражена… А спустя некоторое время раздался телефонный звонок и человек, представившийся сотрудником банка «Русский Стандарт», спросил, почему она задерживает выплаты по кредиту. Общая сумма по кредиту составляла уже более 60 тысяч рублей.
Только теперь женщина поняла, что активные и напористые «косметологи» убедили ее подписать кредитный договор с банком «Русский Стандарт» на оплату услуг салона и косметики с процентной ставкой 45% годовых, тогда как ставки других российских банков по аналогичным кредитам колеблются в диапазоне от 21,9 до 37,99 % годовых. Как утверждает Мария, кредитный договор она подписала, находясь под воздействием некоего вещества, вероятно, содержащегося в «маске для лица».
Позже начались неприятные звонки коллекторов днем и ночью, угрозы родным и близким.
Женщина подала в полицию заявление, по результатам рассмотрения которого отделом УВД ЦАО было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ "Мошенничество, совершенное организованной группой лиц либо в особо крупном размере...". Позже Мария узнала, что потерпевшими по аналогичным делам проходят уже более 300 человек! Следственное управление УВД ЦАО выявило группу мошенников, реализующих криминальную схему по обману доверчивых граждан, и возбудило в отношении них уголовное дело.
Хотелось бы надеяться, что следователи добросовестно сделают свою работу, суд в итоге привлечет мошенников к ответственности и признает кредитный договор недействительным, а у Марии появится законное право на возмещение морального и материального ущерба. Пока наша героиня судится с банком, тратя на это нервы, время, силы и финансовые средства, возникает много вопросов к банкам, да и регулятору:
- Сколько банков практикуют заключение подобных агентских договоров?
- Как в число агентов банков попадают преступники? Насколько адекватна система безопасности и проверки благонадежности компании - агента?
- Неужели сомнительные методы повышения доходности бизнеса, выполнение показателей KPI (Key Performance Indicators – показатели достижения успеха, поставленных целей) любым способом – главное, что заботит сейчас кредитные учреждения порой в ущерб репутации - своему главному активу?
- Какие меры может предпринять Центральный Банк для стимулирования своих подопечных совершенствовать систему безопасности и контроля при выборе агентов?
Скорее всего, такие навязанные кредиты окажутся в числе проблемных и подкрепят статистику, которая на сегодняшний день не вполне утешительна. Доля просроченных кредитов в РФ в первом квартале 2016 года выросла на 1 процентный пункт - до 17,82% от общего количества выданных кредитов; общее количество просроченных кредитов в первом квартале увеличилось на 800 тысяч и составило 13,6 млн кредитов. Сумма просроченной задолженности выросла в первом квартале на 67 млрд рублей и составила 1,217 трлн рублей, или 13,42% от общего объема ссудной задолженности граждан, как сообщало Объединенное Кредитное Бюро.
P.S. Кстати, Мария кредит погасила, дабы не портить свою кредитную историю, к тому же общение с коллекторами – дело не из приятных. Ну а www.SotniBankov.ru в следующих публикациях поделится советами, как не стать жертвой мошенников.
Обсуждения